Тарас шевченко личная жизнь. Нежные женщины тараса. Получив должность в Киевском университете, Шевченко поехал на храмовый праздник свататься. Но получил отказ от родителей поповны категорический отказ. Девушка не посмела перечить воле родителей и вскоре

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Первой любовью Тараса Григорьевича Шевченко была Оксана Коваленко - крепостная, на три года его младше. Еще будучи детьми, они казались окружающим хорошей парой. Но когда Тарасу было 15 лет, а Оксане, соответственно, 12, они навсегда расстались: будущий поэт выехал из родной Кириловки. Спустя 11 лет Оксана вышла замуж за крепостного Карпа Сороку, а Шевченко всю жизнь ее вспоминал.

Следующим увлечением поэта стала свободная женщина - полячка Дуня Гашковская. Она не знала другого языка, кроме польского, что помогло Тарасу усовершенствовать свои знания в лингвистической сфере.
Кроме Карла Брюллова, помогал выкупать Шевченко из крепостничества художник Иван Сошенко. Как раз в то время он собирался жениться на 17-летней дочери Выборгского бургомистра Марии Европеус. Тарас девушку не только соблазнил, но и нарисовал полуобнаженной, несмотря на то, что жил в квартире Сошенко. Последний вскоре выгнал поэта.


ЛЮБОВЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Самой долгой страстью Кобзаря историки считают отношения с княжной Варварой Репниной, дочерью Малороссийского генерал-губернатора князя Николая Репнина-Волконского. Познакомился Шевченко с девушкой в Яготине, где делал копию с портрета ее отца. Варвара была на семь лет старше Тараса Григорьевича. О женитьбе нечего было и мечтать, хоть княжна и откровенно писала своему наставнику, французу Ш.Эйнару: "Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти". Она подарила поэту собственноручно связанный шарф, он - автопортрет и посвящение к поэме "Тризна". Варвара Репнина помогала Шевченко своими связями, на расстоянии; они переписывались, когда поэт был в ссылке. Встретились, когда возвращался оттуда, а княжне было уже 50 лет, что, понятное дело, не слишком привлекало Шевченко.

Желание поэта жениться было столь велико, что, несмотря на роман с Репниной, перед самой ссылкой он сватался к Феодосии Кошиц - 16-летней дочери священника села Кириловка. И тут помешало социальное неравенство: родители девушки отказали поэту как бывшему крепостному.

ПРИВЫЧКА ЖЕНИТЬСЯ

После возвращения из ссылки идея о браке стала у Шевченко параноидальной. Ко всем друзьям он обращался с просьбой женить его. Пришел в восторг от актрисы Нижегородского театра Катерины Пиуновой. Она писала: "Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз… Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

В общем, опять неудача. Вот как ее объясняет Гео Шкурупий: "Шевченко, як усі старі люди, що звикли замолоду до успіху в жінок, уже ніяк не міг примиритись з тим, що він втратив своє очарування. Він ніяк не міг, та й не хтів примиритися з цим і робив усе нові спроби подобатись жінкам", "Невдалі спроби одружитись з жінками з інтелігентного оточення привели його до думки, що такі жінки йому - колишньому кріпакові не підходять, що все одно вони не розумітимуть його, зраджуватимуть і вимагатимуть порожнього панського життя, що його завзятим ворогом він був і досі. З цього часу він починає мріяти про жінку з його пригніченого народу, про жінку-кріпачку, що їй він дасть волю і що буде йому вдячна за це ціле життя. Проста жінка-селянка, що кохатиме його, не буде порожня кокетка, не буде зраджувати його з провізорами і влесливими урядовцями, вона дбатиме за його маленьке господарство, за його спокій, і він зможе написати ще багато хороших речей".

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ

Последней страстью Тараса Григорьевича Шевченко стала 20-летняя Ликерия Полусмакова, на которой он собирался жениться менее, чем за год до смерти. Она работала горничной в богатой петербургской семье. Очень "смачно" описывает ее Шкурупий: "… покоївка була вдягнена в національне українське вбрання, чого з нею раніше не бувало. Її вигляд був такий екзотичний, ніби вона допіру приїхала з самих нетрів українського села. Від неї так і пашило барвистістю й пахощами зеленої України, що гості несамохіть звернули на неї увагу. Вона стала прислуговувати коло столу. Це була Ликера Полусмакова, колишня кріпачка Макарова, родом з Ніженського повіту на Чернігівщині. Мати Макарова вивезла Ликеру до Петербургу й вона хоч і дістала від них вольну, але проживала наймичкою-покоївкою в сестри Макарова, Варвари Яковівни Карташевської. Макаров, як завзятий українофіл, бажаючи особливо догодити Шевченкові, надумався пошити для Ликери справжнє українське вбрання з усіма його яскравими й різнокольоровими атрибутами, з тим, щоб вона в цьому вбранні прислуговувала за столом, коли серед гостей буде Шевченко. Ликера була дуже гарна дівчина років двадцяти. Стан у неї був пишний, високий, гнучкий, постать була струнка й елястична. Кругловида, з карими очима, коральовими вустами навколо маленького роту, з товстою темно-білявою косою, що спускалась до пояса по пишних, круглих, наче вирізьблених плечах. Її поява в новому вбранні викликала в гостей, а особливо в Шевченка, щире захоплення. Ця дівчина була справжній витвір його народу. Це був тип жінки, що так подобався Шевченкові. Навіть Тургєнєв, знавець жіночої краси, дивлячись на це молоде, свіже, трохи грубе єство, не дуже гарне, але привабливе, з чудовим білявим волоссям, з трохи гордовитою, спокійною постаттю, що властива її племені, не стримався, щоб легенько не взяти її за підборіддя. Гості були в захопленні".

Поэт соблазнял девушку дорогими подарками, нанял преподавателя, который должен был обучить ее хорошим манерам. Вроде бы в объятиях последнего он ее и застал, из-за чего помолвку пришлось расторгнуть. Позже Ликерия вышла замуж за парикмахера, а в 1904-м году, уже после смерти мужа, приехала в Канев и навещала могилу Шевченко.


Тарас Григорьевич Шевченко – талантливый поэт, модный художник, любитель рома и сигар, истинный ценитель театра, желанный гость на балах и в аристократических салонах и страстный поклонник женского пола. И самые интересные, образованные и шикарные женщины просто не могли не отвечать ему взаимностью – они любили его, поклонялись, боготворили и становились для него музами…



В мире широко известно имя Тараса Шевченко (1814-1861)- великого украинского поэта, художника, просветителя, вышедшего из простого народа и поднявшегося до высот мирового признания. Но сколько бы ярлыков не навешали на гения, он прежде всего был человеком со своими слабостями и пристрастиями. На протяжении всей жизни он влюблялся страстно и самозабвенно, писал портреты, посвящал поэмы и стихи, мечтал, страдал, терял веру в любовь и снова влюблялся. Женские образы в творчестве Шевченко занимали особое место как в литературе, так и
в изобразительном искусстве.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shevchenkojpg-001.jpg" alt="Оксана Коваленко.

С полькой Ядвигой Гусиковской Тарас встретился в Вильно в 1830 году. Юноша полюбил Ядвигу со всей пылкостью, она отвечала взаимностью. Их отношения были далеко не платоническими. Девушка научила Тараса польскому языку, познакомила с творчеством Адама Мицкевича, собственноручно шила сорочки для возлюбленного.

“Любовь к этой польке, принадлежавшей к другой среде, с независимым образом мыслей, имела сильное влияние на его забитую, загнанную, но глубоко впечатлительную природу. Эта первая привязанность, по признанию самого поэта, облагородила его душу, возвысив в собственных глазах” Но Ядвига с братом покидает Вильно перед польским восстанием 1830-1831 года в Варшаве.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219419290.jpg" alt="Натурщица Амалия Клоберг.

В 1843 Шевченко, окончив Академию художеств, вернулся на Украину. На то время он был очень востребованным портретистом и популярным поэтом, и был вхож во многие дома провинциальных аристократов. Так на одном из приемов у помещицы Волхонской Тарас познакомился с женой полковника Анной Закревской и дочерью генерал - губернатора Варварой Репниной. Обеим приглянулся талантливый и знаменитый молодой человек, но отдал свое сердце Тарас молодой кокетке 21-летней Анне. Их взаимный роман за спиной престарелого мужа Анны длился достаточно долго. Поговаривали,что результатом их тайных свиданий было рождение дочери. Муж изводил Анну ревностью и подозрениями.

А поэта Тараса за крамольное творчество отправляют в ссылку. Там он и пишет несколько посвящений Анне, пропитанных любовью и нежностью. А вернувшись из ссылки узнает, что Анна умерла, не дожив до 35 лет.

прекрасную душу". И Репнина, подавив отчаяние и погасив страстный огонь, решила стать для любимого ангелом-хранителем. Она была единственной женщиной, не побоявшейся писать изгнаннику в ссылку. И своими связями пыталась облегчить судьбу поэта.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shevchenkojpg-006.jpg" alt="Агата Ускова. (1854).

После десятилетней ссылки 45-летнему Тарасу пришлось пожить в Новгороде, где снова стал в центре внимания местных дам. Но лишь одна покорила тонкую и чувствительную душу поэта - Катенька Пиунова, 15-летняя провинциальная актриса, ради которой влюбленный Шевченко был готов на все. Как Пигмалион он творил свою Галатею: занимался ее образованием, научил украинскому языку, всячески способствовал ее продвижению в театральной деятельности. А потом, как и полагается, попросил ее руки у родителей. Девушка хоть и принимала ухаживания, но дала решительный отказ. Уж больно старым он ей казался. И еще одну женщину пришлось вычеркнуть Тарасу из своей жизни.

13 мая 1905 года приехала твоя Лукерья, любимая твоя, мой друг...посмотри на меня как я каюсь".

Любовниц у талантливого художника, поэта было намного больше тех, имена которых известны. Заглянув в его творчество видим, что оно все пронизано женскими образами и в литературе и в живописи.
«Я не знаю во всемирной литературе ни единого поэта, - говорил Иван Франко (1856-1916) , - который бы так самозабвенно, так горячо и вполне сознательно выступал защитником женских прав, защитником права женщины на достойную человеческую жизнь».

">

Будучи эмоциональной и чувствительной натурой, Т.Шевченко, как и каждый поэт, влюблялся часто. Но злая судьба преследовала его всю жизнь, лишая его счастья жить в браке, в любви с женой, о которой мечтал, особенно в последние годы своей жизни.

Женщины не могли оценить ни поэтического, ни художественного гения великого поэта.Вот как он он пишет о женитьбе.

Не женися на багатій,

Бо вижене з хати,

Не женися на убогій,

Бо не будеш спати.

Оженись на вольній волі,

На козацькій долі,

Яка буде, така й буде,

Чи гола, то й гола.

Та ніхто не докучає

І не розважає —

Чого болить і де болить,

Ніхто не питає.

Удвох, кажуть, і плакати

Мов легше неначе;

Не потурай: легше плакать,

Як ніхто не бачить.
(Т.Г.Шевченко)

М ногие сведения в этой статье не проверены документально.Но я приведу для справедливости и положительные и отрицательные стороны жизни известного поэта. Вам решать,верить или нет.

Оксана Коваленко.

Первым увлечением Тараса была Оксана Коваленко, на три года моложе его.Они жили по соседству. Их матери, глядя на забавы своих детей, думали, что они когда-то поженятся. Но детская симпатия и подростковая влюбленность не переросли в настоящее и глубокое чувство. 15-летний крепостной «казачок» Тарас в свите Павла Энгельгардта должен был поехать в Вильно (ныне - Вильнюс). Разлука была неожиданная и долгая.

Об этом увлечении он написал в стихотворении.

Мені тринадцятий минало.

Я пас ягнята за селом.

Чи то так сонечко сіяло,

Чи так мені чого було?

Обернувся я на хати —

Нема в мене хати!

Не дав мені Бог нічого!..

І хлинули сльози,

Тяжкі сльози!.. А дівчина

При самій дорозі

Недалеко коло мене

Плоскінь вибирала,

Та й почула, що я плачу.

Прийшла, привітала,

Утирала мої сльози

І поцілувала...

Неначе сонце засіяло,

Неначе все на світі стало

Моє... лани, гаї, сади!..

І ми, жартуючи, погнали

Чужі ягнята до води.

В родную Кирилловку Шевченко приехал лишь через четырнадцать лет - уже как свободный человек, подающий надежд ы столичный художник и поэт. К тому времени Оксана уже три года была замужем и нянчила двух дочерей, рожденных от крепостного из села Педиковки… Т.Шевченко Женщина в кровати.1841г

В жизни Шевченко большую роль сыграл Иван Максимович Сошенко: именно он первым поднял вопрос об освобождении таланта от крепостной зависимости, приютил получившего свободу друга у себя в комнате…
Шевченко начал ухаживать за его невестой Машей, уговорил 17-летнюю девушку позировать ему в качестве натурщицы и, в конце концов, совратил ее. Иван Максимович был потрясен. Он прогнал будущего Кобзаря.Судьба девушки неизвестна.

ВАРВАРА РЕПНИНА.

Городок Яготин Полтавской губернии лежит неподалеку от Мосивки и Березовой Рудки, где бывал Шевченко летом 1843 года, свободно путешествуя по Украине как поэт и художник.

Он приехал сюда впервые в июле, а с октября 43-го по октябрь 44-го года с перерывами проживал в семействе Николая Григорьевича Репнина-Волконского — князя, генерала, старшего брата декабриста С.Волконского

Варвара Николаевна Волконская Репнина.

Дочь князя, 35-летняя Варвара была восхищена талантом и поэзией Шевченко и влюбилась в него на всю жизнь. Поскольку любовь не была взаимной, то княжна решила, что ей Богом предназначено стать ангелом-хранителем поэта, и всеми силами своей души боролась со страстным чувством.

В письмах к наставнику, французу Ш.Эйнару она откровенно писала о своих душевных муках: «Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти».

Поэт с величайшим уважением отнесся к трепетному чувству Варвары, но не мог заставить сердце ответить на искреннюю любовь.

В конце концов между ними завязалась теплая доверительная дружба, не прерывавшаяся почти до последних лет жизни Т.Шевченко.Он посвятил ей стихи.

Тризна

На память 9-го ноября 1843 года.
Княжне Варваре Николаевне Репниной


ПОСВЯЩЕНИЕ
Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать;
И дар господний, вдохновенье,
Должно слезами поливать.
Для вас понятно это слово!..
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихостройными речами
Мечты о рае пробудил.

В 1858 году, возвращаясь из ссылки, Тарас Григорьевич несколько раз посетил княгиню, которая к тому времени жила в Москве и «счастливо изменилась, стала полнее и моложе», как отмечал Шевченко. Последняя их встреча состоялась 24 марта.


АННА ЗАКРЕВСКАЯ.

В Берёзовой Рудке под Киевом гостил Шевченко в1840 году,в семье помещика Платона Закревского.

И вспыхнула здесь любовь между 29-летним Тарасом и 21-летней женой Платона красавицей Анной Закревской .
Это было сильное и взаимное чувство, разрывавшее их молодые души не один год.

Т. Шевченко. Портрет Анны Закревской. Масло. 1843

21-летняя супруга полковника пробудила в Тарасе большое чувств о . Любовь и нежность к Анне Закревской Тарас Шевченко пронёс через всю жизнь. Ей он посвятил два стихотворения: «Г.З.» («Немає гірше як в неволі…») и написанное поэтом в середине 1850-х годов в ссылке «Як би зустрілися ми знову»:

«Якби зустрілися ми знову,
Чи ти злякалася б, чи ні?
Якеє тихеє ти слово
Тоді б промовила мені?
Ніякого. І не впізнала б.
А може б, потім нагадала,
Сказавши: «снилося дурній».
А я зрадів би, моє диво!
Моя ти доле чорнобрива!
Якби побачив, нагадав
Веселеє та молодеє
Колишнє лишенько лихеє.
Я заридав би, заридав!
І помоливсь, що не правдивим,
А сном лукавим розійшлось,
Слізьми-водою розлилось
Колишнєє святеє диво!»

... Но встретиться со своей пассией ему не пришлось - она умерла в 35-летнем возрасте в тот год , когда поэт получил освобождение от 10-летней солдатчины.

СВАТАНЬЕ К ПОПОВНЕ.

Во время перв о й по е здки в Украину Шевченко приехал в Кириловцы, и ему приглянулась дочка местного священника Григория Кошицы – Феодосия.

Получив должность в Киевском университете, Шевченко поехал на храмовый праздник свататься. Но получил отказ от родителей поповны категорический отказ. Девушка не посмела перечить воле родителей и вскоре сошла с ума.

АННА УСКОВА.

Бытует мнение, что в ссылку в Оренбургскую губернию Шевченко попал из-за того, что… обидел женщину. К тому же саму императрицу. Именно ей достался знаменитый портрет Жуковского кисти Брюллова, благодаря которому Шевченко выкупили их крепостной неволи.

В скандально й в то время поэме "Сон" Тарас позволил себе сравнить императрицу Александру с засушенным опенком, мол, такая она "тонкая, длинноногая". И оскорбленный таким сравнением российский император строго наказал поэта.

Десять лет солдатского быта окончательно искалечили личную жизнь поэта.

Возвышенным, чистым, платоническим чувством называл Шевченко свою любовь к жене коменданта Новопетровской крепости Ускова Анне Емельяновне. К сожалению, грязные сплетни прервали их дружеские беседы, но Ускова на долгие годы осталась искренним другом Шевченко.

АКТРИСА ЕКАТЕРИНА ПИУНОВА:

Шевченко шел уже сорок четвёрт ый год, когда новый император подписал указ о помиловании, а он уже чувствовал себя стариком. Тарас Григорьевич к тому же отпустил себе лохматую бороду, с которой действительно напоминал старика. Но, как это бывает, мечтал о молоденьк ой жен е , «из простых», рядом с которой хотел вернуть свою былую молод ость .

Возвращаясь в Петербург, Шевченко оставался под пилицейским надзором и на несколько месяцев «завис » в Нижнем Новгороде. И здесь вполне почувствовал свою популярность. Женщины из местного общества наперебой заказывали ему свои портреты, а художник оценивал их придирчивым глазом.

Екатерина Пиунова.

И жаждущий любви поэт нашел в Нижнем Новгороде девушку своей мечты. Впервые он увидел ее на театральной сцене 13 октября 1857. 16-летняя начинающая актриса Катя Пиунова казалась ему идеалом женской красоты.

Ради ее театральной карьеры он вызвал в Нижний знаменитого актера Михаила Щепкина, и тот в течение трех дней играл в спектаклях вместе с ней. О ее актерск ой игр е Шевченко написал восторженную заметку в местную газету, которую впоследствии перепечатала московская пресса. Он упросил директора Харьковского театра согласиться на условия актрисы и зачислить ее в сво ю трупп у.

Но молодая актриса оказалась слишком неблагодарн ой, а может, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше ее. В конце концов она уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгоф ом и вышла за него замуж.

Из воспоминаний Пиуновой:

"Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз...

Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

МАРИЯ МАКСИМОВИЧ.

По пути из Нижнего до Петербурга Шевченко на несколько дней задержался в Москве, где посетил семью Максимовичей. Михаил Алексеевич Максимович, давний знакомый Тараса Григорьевича, — украинский ученый, природовед, историк, фольклорист и языковед, был первым ректором Киевского университета (1834—1835 гг.), — в честь поэта устроил обед.

Там Шевченко и познакомился с его молодой женой Марией, которой в тот же вечер подарил автограф одного из лучших своих лирических стихов «Садок вишневий коло хати», написанный еще в каземате Петропавловки перед ссылкой.

В дневнике появилась запись: «Заехали к Максимовичу... Хозяйки его не застали дома... Вскоре явилась и она, и мрачная обитель ученого просветлела. Какое милое, прекрасное создание.

Но что в ней очаровательней всего — это чистый, непосредственный тип моей землячки. Она проиграла для нас на фортепьяно несколько наших песен. Так чисто, безманерно, как ни одна великая артистка играть не умеет. И где он, старый антикварий, выкопал такое свежее и чистое добро? И грустно и завидно...»

Г.Максимовичу на тот момент было 50 лет, а сколько было его жене Марии Васильевне — неизвестно, но если судить по написанному Шевченко в 1859 году портрету, то, видимо, где-то около 20 и не больше 25-ти. Там, в Москве, она якобы пообещала помочь поэту найти в Украине невесту.

Тарас Шевченко и Мария Максимович переписывались. Поэт в одном из писем даже выслал ей свое первое фото. Вот несколько фраз из письма Тараса Григорьевича к Марии Васильевне.

«Спасибі вам, моє серденько, що ви мене згадуєте і не забуваєте моєї просьби».

«...як Бог та ви поможете, то, може, й одружуся».

«Мій любий, мій єдиний друже! Спасибі вам, моє серденько, за ваше щире, ласкавеє письмо... Утекти хіба нищечком до вас та одружитись у вас (? — Ю.К. ) і заховаться"

Хотя, если внимательно присмотреться к портрету Максимович, написанному Тарасом Григорьевичем за этот довольно короткий визит, то можно сделать вывод, что ранее он никого из женщин не писал с таким вдохновением, с такой душевностью.

Ее необычайно мечтательные глаза, по-особому сияющее выражение лица, дымчатый ореол вокруг головы — все свидетельствует о том, что образ создан влюбленным художником, обожествлявшим свою модель.

Предполагают, что Тарас Григорьевич сблизился с Марией Максимович, поскольку через девять месяцев после визита поэта у нее родился сын. До того детей у Максимовичей не было. Другие исследователи жизни поэта отвергают эту версию, ссылаясь на то, что порядочность Шевченко не позволила бы ему переступить грань, за которой начинается предательство друга, а задушевные и нежные разговоры с Марией Максимович касались лишь выбора невесты.

Кстати, одной из претенденток на брак с поэтом была служанка его троюродного брата Варфоломея, Харита Довгополенко. Но 19-летняя крестьянка по считала Тараса слишком большим господином и потому не согласилась на брак. И вышла замуж за молодого писаря.

О ПОСЛЕДНЕЙ САМОЙ ЯРКОЙ ЛЮБВИ ПОЭТА К ЛУКЕРИИ ПОЛУСМАК В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ.

Источники:

Гений Шевченко неоспорим. По всему миру ему стоят 1384 памятника... Но мы поговорим не об этом. Мы вспомним человека, который просто жил, любил, хотел семью и детей.

Великий украинский поэт прожил бурную жизнь и вполне мог быть героем современной светской хроники, множество его мнимых и настоящих романов попадали бы на первые полосы популярных изданий. Познакомим читателей с музами Кобзаря.

ОКСАНА КОВАЛЕНКО: ПЕРВАЯ ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Оксана Коваленко была соседкой в селе Кирилловка (в нынешней Черкасской области), куда семья переехала через два года после рождения Тараса. Она на три года была моложе его. Их родители думали, что дети поженятся. Не суждено: влюбленность не стала большим чувством. Хозяин Тараса, тогда крепостного казачка, Павел Энгельгардт забрал его с собой в Вильно (современный Вильнюс). Оксане посвящено уже хрестоматийное: "Мені тринадцятий минало..." В родное село Шевченко приехал только через четырнадцать лет как состоявшийся художник и поэт. Оксана уже была замужем за крепостным из соседнего села и матерью двоих детей.

АННА ЗАКРЕВСКАЯ: СТРАСТЬ

В Березовой Рудке на Полтавщине Шевченко гостил в июне 1843 года в семье помещика Платона Закревского. Здесь вспыхнула страсть между 29-летним Тарасом и 21-летней женой Платона - красавицей Анной Закревской. Платон Закревский был старше жены на 18 лет и делал вид, что ничего не происходит. А Шевченко на протяжении пяти лет часто бывал в Березовой Рудке. Помимо любовных утех, он не забывал и о работе: нарисовал все семейство Закревских. Портрет Анны считается одним из лучших работ художника. По одной из версий, они встречались и зимой в Петербурге. В 1845 году Анна родила дочь Софию. Девочку Платон отправил в парижский пансионат, а жену изводил сценами ревности. Когда поэт вернулся из 10-летней ссылки, Анны уже не было в живых: она умерла в 35-летнем возрасте. Ей он посвятил два стихотворения: "Г. З."("Нема гiрше як в неволi…") и "Якби зустрiлися ми знову", написанных в неволе.

ВАРВАРА ВОЛКОНСКАЯ-РЕПНИНА: ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

В июле 1843 года Тараса Шевченко вызвали в качестве художника привести в порядок галерею и написать портреты в яготинском доме 35-летней Варвары Волконской-Репниной. Дочь князя и внучка гетмана Разумовского сначала влюбилась в творчество поэта, а потом и в него самого. Она была старше Тараса на шесть лет и взялась его опекать. "Воспитание" докучало, хотя и льстило бывшему крепостному, учитывая его социальный статус. Известно ее письменное признание французу Эйнару о чувствах к Шевченко: "Я подлым образом часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти". Шевченко чувства княгини проигнорировал, но подарил ей автопортрет и посвятил написанную на русском языке поэму "Тризна". Посвящение начиналось словами: "Душе с прекрасным назначеньем должно любить, терпеть, страдать…" Из Яготина Шевченко уехал в Петербург. Через 15 лет проездом из ссылки поэт встретился с княгиней в Москве. О ней он высказался комплиментарно: "Счастливо изменилась, стала полнее и моложе".

ФЕОДОСИЯ КОШИЦ: ЛЮБОВЬ ДО БЕЗУМИЯ

Во время поездки в Украину в 1845 году Шевченко завернул в Кирилловку, где ему понравилась дочка священника Григория Кошица - Феодосия. Шевченко посватался. Однако ее отец не посчитал поэта удачной партией для дочери и ответил резким отказом. Девушка послушалась родителей, но так и не вышла замуж. От переживаний потеряла душевный покой. Феодосия закончила дни в киевской психиатрической клинике. По свидетельствам, она там кричала с горечью: "Если бы я стала женой Шевченко, вы бы со мной так не обращались!"

АГАТА УСКОВА: ПРОМЕНЯЛА НА ПРЕФЕРАНС

В ссылке Шевченко влюбился в жену коменданта Новопетровской крепости Агату Ускову. Ему она нравилась, даже будучи беременной: Шевченко не хватало нормальной семьи - и здесь он нашел ей замену. С Усковой Шевченко любил часами прогуливаться, чего оказалось достаточно - поползли грязные слухи. Чтобы прекратить их, Агата стала проводить время дома за игрой в преферанс. Агата был натурой обаятельной, но приземленной. Книги, которые она сама просила прислать Шевченко, в итоге даже не открывала. Поэт был разочарован слишком прагматичным характером Усковой, хотя всегда отзывался о ней с теплотой.

ЕКАТЕРИНА ПИУНОВА: ИСТОРИЯ ПРОДЮСИРОВАНИЯ

После смерти Николая I его сын - император Александр II - простил поэта. Шевченко уже было 44. Тарас Григорьевич в ссылке отпустил бороду и больше походил на старика, хотя по возрасту таковым не являлся. Он стремился компенсировать годы, проведенные в казармах, счастливым семейным бытом. Возвращаясь в столицу, задержался в Нижнем Новгороде - разрешение на местожительство в столице пока не было получено. В 1857 году он увидел на сцене местного театра 16-летнюю актрису Катю Пиунову и был сражен ее красотой. Шевченко решил стать, как бы сейчас сказали, ее продюсером. А тут к нему приехал 69-летний знаменитый актер Михаил Щепкин. Тарас Григорьевич уломал его выступить с юной артисткой в театре. А сам написал "правильную" рецензию в местную газету "Бенефис госпожи Пиуновой". Пиар-компания удалась: начинающую актрису заметили. Щепкин договорился, что она поступит в труппу гремевшего на всю империю Харьковского театра. Тарас Григорьевич боялся признаться в чувствах Кате, поэтому предложение ей сделал в письменной форме: "Стать вашим мужем было бы счастьем". И написал, что, если она откажет, "чувства и уважение не переменятся". Но, помимо отказа выйти замуж, Пиунова заключила контракт с новгородским театром, проигнорировав договоренности Шевченко и Щепкина. Это привело поэта в бешенство: "У меня все как рукой сняло. Я скорее простил бы бойкое кокетство, нежели мелкую несамостоятельность, которая меня, а главное, моего старого знаменитого Друга поставила в самое неприличное положение. Дрянь госпожа Пиунова! От ноготка до волоска дрянь!" Пиунова уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгофом, за которого и вышла замуж. "Ведь мне еще шестнадцати лет не было! - напишет она в мемуарах. - Ну что я понимала?! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая…" Хотя ей «приятно было внимание поэта". Блестящей карьеры она так и не сделала.

МАРИЯ МАКСИМОВИЧ: ЗАПРЕТНАЯ ЛЮБОВЬ

Из Нижнего Новгорода, направляясь в столицу, Шевченко погостил в Москве в семье Максимовичей. Михаил Максимович был давним старшим другом поэта. Это украинский природовед, историк, филолог, фольклорист и языковед, первый ректор Киевского университета (1834–1835 гг.). Шевченко был очарован его 29-летней женой Марией. Он ей тут же подарил автограф своего знаменитого стихотворения "Садок вишневий коло хати". "Заехали к Максимовичу. Вскоре явилась она, и мрачная обитель ученого просветлела. Какое милое, прекрасное создание", - писал он. А о Максимовиче желчно: "Где он, старый антикварий, выкопал такое свежее и чистое добро? И грустно, и завидно..." Максимович был старше Марии на двадцать лет. Шевченко попросил ее… подыскать ему невесту. Возможно, это было просто поводом для общения: никакой невесты Мария поэту не подыскала. До сих пор шевченковеды спорят, был ли у нее роман с Шевченко? Через девять месяцев после посещения поэтом Максимовичей в имении Прохоровка у Марии родился сын Алексей, хотя до этого за пять лет супружества детей у них не было…

"Мой прадед мог быть сыном Марии Максимович и Шевченко"

Из потомков муз великого поэта мы отыскали и Владимира Максимовича. Он - президент Ассоциации фортепианных мастеров-реставраторов Украины. Реставратор считает, что, возможно, является родственником Тараса Шевченко: "Это семейное предание. И в Академии наук мне давали информацию, подтверждающую родство. Мой род имеет отношение к Михаилу Максимовичу, первому ректору Киевского университета. Максимович помогал Шевченко, с которым дружил, и финансово. Тарас Григорьевич часто приезжал к нему в усадьбу в Прохоровке. Там он влюбился в Марию - жену Максимовича. По одной версии, когда прапрадед однажды приехал в имение, ему управляющий донес об этой связи, в результате которой и мог появиться на свет мой прадед. Ведь почему-то Шевченко арестовали летом 1859 года именно в Прохоровке. Максимович, возможно, сам вызвал урядника. Поэта отправили в Киев, но вскоре отпустили... Ощущаю ли я в себе творческие гены? Я тесно связан с украинской культурой – восстановил фортепиано Леси Украинки, Лысенко, Саксаганского, Старицкого, Веревки... И сам играю".

ЛУКЕРЬЯ ПОЛУСМАК: ВЕЧНАЯ НЕВЕСТА

Последней любовью поэта стала 19-летняя крепостная Лукерья Полусмак - белошвейка, работавшая у его знакомых в Петербурге. Шевченко упросил хозяев отпустить ее на волю, нанял квартиру, забросал ее шляпками, туфлями, кольцами. Окружение поэта было против этого брака, считая, что Лукерья соглашается выйти замуж только из корыстных побуждений. Тем не менее помолвка состоялась. Шевченко, как Пигмалион Галатею, хотел преобразить Лукерью, выучить ее, "облагородить", для чего нанял ей учителя. В объятиях того он ее и застал. Шевченко отрекся от изменницы, предавшись отчаянию. "А то, что осталось у Лукерьи, кроме вещей, которые я вас просил сжечь у нее на глазах, нужно, чтобы она заплатила за квартиру 14 руб., за ключ, ею потерянный, - 1 руб.", - писал поэт знакомым. Шевченко впал в депрессию. О женщинах уже речи не было. Через три месяца поэта не стало… А Лукерья вышла замуж за парикмахера Яковлева. В 1904 году после смерти мужа, закладывавшего за воротник, она, оставив детей в Петербурге, приехала в Канев и каждый день приходила на могилу Шевченко. В книге отзывов на мемориале сделала пронзительную запись: "Приехала твоя Ликера, твоя любимая, мой друг. Посмотри, посмотри на меня, как я каюсь". Около десяти лет, вплоть до своей смерти в 1917-м, Полусмак жила в Каневе, приходила в трауре на Тарасову гору, раздавала гостинцы детям. Местные так ее и называли: "Тарасова невеста".

В конце семидесятых один молодой человек, работавший со мной, к сожалению, недолго, дал мне почитать 2 книги польских литературоведов о Тарасе Шевченко, но не просто как о великом поэте, а как о личности в тогдашней светской жизни Российской империи, в основном о тех высокородных женщинах, которые окружали его, вернее, почитали и восхищались Тарасом как обаятельнейшим мужчиной, его страстной натурой и умением вести себя в дамском обществе. Не знаю, насколько достоверны были эти исследования, собственно, не много интересовалась трудами современных шевченковедов (правда и тех, которых читала, не упоминают в вики), но ему приписывали довольно много романтических приключений, в этаком байроническом духе, во всяком случае, в книгах было множество портретов, причем исключительно титулованных особ. Было понятно, почему об этом писали поляки - большинство этих благородных дам имело польские корни.


Так что образ какого-то старца в кожухе, так сказать, революцьонного демократа, несколько, мягко говоря, не соответствует действительности.
Неплохо бы помнить, что Тарас, особенно по меркам сегодняшнего времени, считался бы молодым человеком - ведь он прожил всего 47 лет.
Думаю, ни на одного глупца, пишущего о Тарасе Григорьевиче в совковой манере, вроде неназываемого и неприкасаемого, - женщины, вздыхающие о взаимной любви удивительного поэта и романтика, даже и косого взгляда не бросили.
Подозреваю, что они бы этих ничтожных существ в панталонах голохвостого не заметили в упор, не про них такие чудесные и прекрасные дамы: эти восхитительные лица, таинственные полуулыбки, тонкость обращения и понимания - редкое сочетание человеческих качеств и женской прелести.

Да и сам Тарас, имея нрав горячий и отчаянный, недолго терпел бы таких дуремаров, чье единственное назначение в этом мире - иметь дело исключительно с жабами, которым никогда не бывать принцессами...

И мне захотелось поставить подборку женских портретов и набросков Шевченко - это, конечно, совсем другие женщины (хотя есть и некоторые известные нам личности), но нежность и неподражаемая милость женских лиц у художника особенная.

Портрет Маєвської. Полотно, олія (41,5 × 35,7). [Н. р. V] 1843.
Зліва над плечем олійною фарбою підпис автора і дата: Т. Шевченко || 1843

"За карії оченята,
За чорнiї брови
Серце рвалося, смiялось,
Виливало мову.
Виливало як умiло."..

127. Портрет невідомої в блакитному вбранні. Папір, акварель. .
Оригінал акварелі Т. Шевченка не знайдено. Опис та репродукцію дано за альбомом «Малюнки Т. Шевченка», вип. II, вид. «Об-ва имени Т. Г. Шевченка», Пб., 1914, табл. XXIX.
Портрет намальований під час перебування Шевченка на Україні 1845 - 1847 рp. За характером виконання близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого Шевченком 1845 р. та до «Портрета невідомої в бузковій сукні» (№ 128), а також до портретів, виконаних Шевченком в 1846 р. - портрети родини Катериничів

87. Портрет Ганни Іванівни Закревської. Полотно, олія (51 × 39,6). [Березова Рудка]. 1843. /35/
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1843 || Т. Шевченко.
Портрет вмонтовано в овал.
Г. І. Закревська (народ. 1822 р.) - дружина П. О. Закревського.
У листі до В. О. Закревського від 10.XI 1843 р. з Яготина Шевченко пише: «А Ганні вродливій скажи, що як тільки очуняю та кожух пошию, то зараз і прибуду з пензлями і фарбами на цілий тиждень...»

153. Портрет Єлизавети Василівни Кейкуатової. Полотно, олія (66,7 × 56,5). [Бігач]. [Кінець III - 4.IV] 1847.
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1847. Т. Шевченко.
Дата уточнюється часом перебування Шевченка в с. Бігач. Про своє перебування в с. Бігач, Чернігівського пов. (нині Березнянського р-ну, Чернігівської обл.), Шевченко згадував у листі до А. І. Лизогуба від 16.VIІ 1852 р.
Єлизавета Василівна Кейкуатова, нар. 1813 p., походить з родини Лукашевичів (див. В. Л. Модзалевский, Малороссийский Родословник, т. III, K., 1908, стор. 209). Про неї також згадує В. Рєпніна в листі до Ш. Ейнара (див. «Русские пропилен», т. II, М., 1916, стор. 211, 221).
В літературі портретована невірно визначається як Наталія Дмитрівна Кейкуатова. Вперше названа як Є. Кейкуатова у книзі С. Є. Раєвського «Життя і творчість художника Тараса Шевченка» (X., 1939, стор. 37).

І станом гнучим, і красою
Пренепорочно-молодою
Старії очі веселю.
Дивлюся іноді, дивлюсь,
І чудно, мов перед святою,
Перед тобою помолюсь.

3. Голова жінки. Папір, акварель (11,6 × 9,1). [Пб.]. 1834.
Зліва внизу аквареллю підпис автора і дата: Шевченко 1834. На звороті паспарту чорнилом напис: Рисунок Тараса Григорьевича Шевченко (1814 - 1861).
1934 р. в Галереї картин Т. Г. Шевченка у Харкові цей портрет експонувався під назвою «Жіноча голівка» (Каталог, стор. 14, № 8). В літературі зустрічається під назвою «Портрет невідомої жінки».

Портрет А.О.Ускової. 1853-1854. Папір, сепія.

Заворожи мені, волхве,
Друже сивоусий!
Ти вже серце запечатав,
А я ще боюся.
Боюся ще погорілу
Пустку руйнувати,
Боюся ще, мій голубе,
Серце поховати.
Може, вернеться надія
З тією водою
Зцілющою й живущою,
Дрібною сльозою -
Може, вернеться з-за світа
В пустку зимувати,
Хоч всередині обілить
Горілую хату.
І витопить, і нагріє,
І світло засвітить...
Може, ще раз прокинуться
Мої думи-діти.

Портрет М.С. Кржисевич 1858 рік

37. Портрет невідомої біля фортепіано. [Акварель]. [Пб.]. 1842.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1842. Т. Шевченко.
Оригінал не знайдено. Публікується за фотографією, що зберігається в ДМШ - Київський державний музей Т. Г. Шевченка АН УРСР

141. Портрет Тетяни Пантелеймонівни Катеринич. Папір, акварель (30 × 22,3). [Марківці]. 1846.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1846 Шевченко.
Т. П. Катеринич (уроджена Афендик) - дружина Петра Андрійовича Катеринича

І жаль мені, старому, стане
Твоєї божої краси.
Де з нею дінешся єси?
Хто коло тебе в світі стане
Святим хранителем твоїм?
І хто заступить? хто укриє
Од зла людського в час лихий?
Хто серце чистеє нагріє
Огнем любові, хто такий?

10. Портрет Катерини Абази (?). Брістольський картон, акварель (22,5 × 18,1). [Пб.]. 1837.
Зліва олівцем дата і підпис автора: 1837 || Шевченко. На звороті олівцем рукою І. Айзенштока на підставі свідчень колишніх власників портрета зроблено напис: Екатерина Абаза урожд. Нахимова.
Твір був придбаний Інститутом Тараса Шевченка в Харкові у 1929 р. як портрет невідомої жінки. Під прізвищем Абази вперше експонувався в Галереї картин Т. Г. Шевченка (Харків, 1934); до цього ж часу належить і напис на звороті.
В повісті «Близнецы» Шевченко згадує власника хутора на Переяславщині Абазу

128. Портрет невідомої в бузковій сукні. Папір, акварель (28,3 × 21,7). .
Справа вгорі чорнилом позначено: № 68.
За характером виконання портрет близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого 1845 р. і портретів членів родини Катериничів, датованих 1846 р.
В ж. «Зеркало» (1911, № 9, стор. 4) цей портрет репродуковано з зображенням пейзажного фону, чого немає в репродукованому тут оригіналі.

Папір, акварель (26,5 X 9,5). [Оренбург]. .
На звороті тією ж рукою, що й інвентарний номер, олівцем зроблено напис: Шевченко 1814-1861. Портрет А. Є. Усковой.
В 1911 р. цей твір експонувався на шевченківській виставці в Нижньому Новгороді як портрет Розанової ("Нижегородский листок", 21.III 1911). Під цією ж назвою в 1924 р. він надійшов до Горьковського художнього музею від художника В. А. Лікіна.
Тоді ж з"явився напис про те, що це портрет А. О. Ускової.
В 1958 р. твір був опублікований як портрет А. О. Ускової (В. К о с я н, Малоизвестный портрет работы Шевченко, "Т. Г. Шевченко в Нижнем Новгороде", Горький, 1958, стор. 203-206).
Однак достатніх підстав для твердження, що це портрет Ускової, немає. Певна подібність з відомими портретами Ускової може пояснюватись особливостями творчої манери художника. Більше підстав має свідчення власників, які експонували його як портрет О. О. Розанової. Під час перебування в Оренбурзі Шевченко, безсумнівно, міг бути знайомим з сім"єю Розанових і виконати портрет Олександри Олексіївни Розанової - молодої дівчини, яка в 1848 р. закінчила Неплюївське дівоче училище. О. М. Розанов - протоієрей оренбурзького Преображенського собору - був кореспондентом Російського географічного товариства і у зв"язку з цим, напевно, зустрічався з учасниками Аральської експедиції після повернення їх з плавання. Син О. М. Розанова був художником і 1849 р. вступив до Петербурзької Академії художеств (Державний архів Оренбурзької обл., ф. 173, оп. 9, од. зб. 257). Однак для остаточного визначення портретованої особи необхідні дальші дослідження.

І широкую долину,
І високую могилу,
І вечернюю годину,
І що снилось-говорилось,
Не забуду я.

Та що з того? Не побрались,
Розійшлися, мов не знались.
А тим часом дорогії
Літа тії молодії
Марне пронеслись.

Помарніли ми обоє -
Я в неволі, ти вдовою,
Не живем, а тілько ходим
Та згадуєм тії годи,
Як жили колись.

49. Тонований папір, акварель (27,9 X Х22). [Оренбург]. .
О. С. Бларамберг - дружина підполковника І. Ф. Бларамберга, квартирмей-стра військ в Оренбурзькому краї. Датується часом перебування Шевченка в Оренбурзі після повернення з Аральської експедиції.

Тонований папір, італійський олівець (27,5X17,8). [Новопетровське укріплення]. .
На звороті посередині напис олівцем: Екатерина Агафангелловна Бажанова. Работа Тараса Григорьевича Шевченко въ форте Александровскомъ (бывш. Ново-Пет-ровске) на Мангишлаке въ 1854 г., въ бытность Николая Ефремовича Бажанова плацъ-адъютантомъ Ново-Петровска.

Зацвіла в долині
Червона калина,
Ніби засміялась
Дівчина-дитина.
Любо, любо стало,
Пташечка зраділа
І защебетала.
Почула дівчина
І в білій свитині
З біленької хати
Вийшла погуляти
У гай на долину.
І вийшов до неї
З зеленого гаю
Козак молоденький;
Цілує, вітає,
І йдуть по долині,
І йдучи співають.
Як діточок двоє,
Під тую калину
Прийшли, посідали
І поцілувались.

44. Портрет М.В.Максимович
Тонований папір, італійський олі вець, крейда (34 X 26,5). [Прохорівка]. 22.VI 1859.
Справа внизу крейдою дата і підпис автора: 1859\\Т. Шевченко\\22 іюня. М. В. Максимович - дружина Шевченкового знайомого М. О. Максимовича (див. примітку до № 43). В щоденнику Шевченко називає її "милая очаровательная землячка"

110. Портрет невідомої в коричневому вбранні

Брістольський папір, акварель (28,3X22,3). 1845.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1845. Т. Шевченко.
У списку Честахівського до цього портрета, зареєстрованого під № 59, та до портретів під № 57, 58 і 61 зроблена приписка про те, що виконав їх Шевченко у Києві до заслання і що протягом 10 років вони були у III відділі

13. Портрет дівчини з собакою. Брістольський картон, акварель (24,6 × 19,4). [Пб.]. 1838.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1838 || Шевченко.
За свідченням колишнього власника цього твору В. Бацманова, це портрет дочки лейб-медика Федорова («Образотворче мистецтво», К., 1940, № 2, стор. 25).

А я так мало, небагато
Благав у бога.
Тілько хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку? щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили;
Дивитись, думати, гадать:
Коли-то їх понасипали?
Кого там люде поховали?
І вдвох тихенько заспівать
Ту думу сумную, днедавну,
Про лицаря того гетьмана,
Що на огні ляхи спекли.
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир божий не засне,
Поки з вечерньою зорьою
Не зійде місяць над горою,
Туман на лан не прожене.
Ми б подивились, помолились
І, розмовляючи, пішли б
Вечеряти в свою хатину.

Портрет Ликери Полусмакової

Тонований папір, італійський олівець (34 X 23,3). [Пб.]. [Літо 1860]. На звороті малюнка вгорі чорнилом рукою Б. Мікешина напис: Симъ свидетельствую, что этотъ рисунокъ рисованъ поэтомъ Шевченкомъ и подаренъ моему отцу Академику М. Микешину въ бытность его въ Академии художествъ вместе съ Шевченко. 17 сентября 1900 г. С.-Петербург. Б. Микешин.
Портрет датується часом знайомства Шевченка з Ликерою. Це знайомство відбулося влітку 1860 р. на дачі Н. М. Забіли-Білозерської в Стрєльні під Петербургом, де Карташевські залишили Ликеру на час свого від"їзду за кордон. Про це пише дочка Н. М. Забіли-Білозерської -Н. М. Кибальчич: "Родные мои летом жили на даче в Стрельне с Лукерьей" (Н. М. Кибальчич, Воспоминание о Шевченко, "Киевская старина", 1890, кн. II, стор. 177). З листа Шевченка до Н. М. Забіли-Білозерської від 18 вересня 1860 р. видно, що дружні відносини між Шевченком і Ликерою на той час уже порвалися (див. т. VI, стор. 219).
Напис на звороті портрета підтверджує, що це є той самий малюнок, про який писав М. Й. Мікешин у своїх спогадах. "Он [Шевченко]... хотел изорвать очень мило набросанный им портрет своей неверной "любы"; но я портрет этот у него отнял и храню его доселе" ("Кобзарь з додатком споминок про Шевченка Костомарова и Микешина", Прага, 1876, стор. XXII).
1930 р. експонувався на шевченківській виставці в Харкові.

20. Жінка в ліжку. Папір, акварель (23,1 × 19,1). [Пб.]. .
Справа внизу аквареллю підпис Шевченка: Чевченко.
Датується за зіставленням манери письма в акварелях 1839 - 1840 pp

59. Натурщица
Одалиска

Папір, офорт 23 X 22,5; 31 X 27,4; (43,7 X 34,1). [Пб.]. 1860.
Справа внизу на зображенні травленим штрихом авторський підпис і дата: Т. Шевченко. 1860.
Ескізи до цього офорта див. № 119, 120.
В літературі зустрічається під назвами: "Одаліска" ("Киевская старина", 1899, кн. X, стор. 184-185), "Спящая одалиска, почти совсем нагая" (Д. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., СПБ, 1895, т. II, стор. 1177, № 23), "Спляча жінка" (О. Новицький, Тарас Шевченко як маляр, Львів- Москва, 1914, стор. 80, № 26).

Вітер в гаї не гуляє -
Вночі спочиває;
Прокинеться - тихесенько
В осоки питає:
«Хто се, хто се по сім боці
Чеше косу? хто се?..
Хто се, хто се по тім боці
Рве на собі коси?..
Хто се, хто се?» - тихесенько
Спитає-повіє
Та й задріма, поки неба
Край зачервоніє.

37. Русалки

Папір, сепія, білило (30,3 X 45,4). [Пб.]. [Н. р. III 1859].
На звороті внизу чорнилом напис: "Русалки на Днепре". рисунокъ Т. Г. Шевченка, перешелъ отъ Петра Аркадьевича Кочубея къ Петру Никитичу и отъ него ко мне проф. Адріану Прахову.\\1898 г. апрель 25\\С.П.Б.
Підставою для датування є спогади М. Білозерського про початок роботи Шевченка над цим малюнком: "Около половины марта 1859 г. Кочубей заказал Шевченку написать четыре картины масляными красками, за что назначил 4 т. руб. сер. Помню два сюжета для этих картин: один - "Як русалки місяць ловлять", а другой про Сомка Мушкета" (Н. Белозерский, Тарас Григорьевич Шевченко по воспоминаниям разных лиц (1831 -1861), "Киевская старина", К., 1882, кн. X, стор. 74). 12 квітня 1860 р. Шевченко в листі до М. Я. Макарова згадував про цей малюнок: "Попросіть у Петра Аркадьевича [Кочубея] до осени мой рисунок "Русалки". Я хочу дещо поправить і выгравировать к выставке. Если можно, то подателю сего и вручите рисунок..."

З літературних джерел відомо, що цей малюнок, виконаний за замовленням П. А. Кочубея, і є нібито ескізом до нездійснених Шевченком розписів стін і плафону в будинку замовця.
Натурщиками для композиції "Русалки" були О. Соколенке (див. примітку до № 157) та Б. Г.
Суханов-Подколзін (див. Б. Суханов-Подколзин, Воспоминание о Т. Г. Шевченко его случайного ученика, М. Г. Б у р а ч е к, Великий народний художник, Харків, 1939, стор. 44).
Малюнок зустрічається також під назвою "Дніпрові русалки" ("Пчела", 1876, № 16).
З цього малюнка відома гравюра Шаблера (див. "Пчела", 1876. Приложение к № 16).
В статті Є. Середи "Основні хронологічні дати життя і творчості Т. Г. Шевченка" ("Літературна критика", 1939, № 2-3, стор. 204) невірно зазначено, що малюнок є копією з роботи К. Брюллова, а також помилково зараховано його до гравюр, поданих до Ради Академії художеств на здобуття звання академіка.

30. Сама собі у своїй господі
Папір, сепія (26,5X35,8). [Пб.]. [Н. p. 21.V] 1858.
Справа внизу дата і підпис автора: 1858 \\Т . Шевченко. На звороті зліва внизу чорнилом напис: Михайли Матвиивичу Лазаревскому Большая Морская Домъ Графа Уварова, що є адресою квартири М. Лазаревського, у якого проживав Шевченко, повернувшись із заслання.
Наявність адреси Лазаревського на звороті малюнка дає підставу вважати, що він виконаний після того, як Шевченко залишив квартиру Лазаревського, тобто не раніше 21.V 1858 р. Це і є підставою для уточнення дати.
Назва встановлена на підставі авторського підпису під однойменним офортом

В літературі відомий під назвами: "Сама собі господиня в хаті" (В. Г., Картины, рисунки и офорты Шевченка, "Киевская старина", К., 1888, кн. VI, стор. 83), "Блудниця" ("Каталог малярської творчості Т. Г. Шевченка, експонованої в Галереї", X., 1934, стор. 34), "Спящая женщина" (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, "Литературное наследство", М., 1935, № 19-20, стор. 461).

Над Дніпровою сагою
Стоїть явор меж лозою,
Меж лозою з ялиною,
З червоною калиною.

Дніпро берег риє-риє,
Яворові корінь миє.
Стоїть старий, похилився,
Мов козак той зажурився.

Що без долі, без родини
Та без вірної дружини,
І дружини, і надії
В самотині посивіє!

Явор каже: «Похилюся
Та в Дніпрові скупаюся».
Козак каже: «Погуляю
Та любую пошукаю».

А калина з ялиною
Та гнучкою лозиною,
Мов дівчаточка, із гаю
Виходжаючи, співають;

Повбирані, заквітчані
Та з таланом заручені,
Думки-гадоньки не мають,
В"ються-гнуться та співають.

74. В гаремі. Брістольський папір, акварель (24,7 × 20). 1843.
Внизу зліва червоною фарбою дата і підпис автора: 1843. Т. Шевченко. На звороті чорнилом напис: В гаремі.
У ленінградському виданні повісті Т. Г. Шевченка «Художник» вміщено репродукцію цієї акварелі з помилковим визначенням: «Копия с карт. К. П. Брюллова. /29/ 1841 - 1843 гг. Масло» (Т. Г. Шевченко, Художник, Л., 1939, між стор. 96 і 97).

32. Циганка-ворожка. Папір, акварель (26,5 × 20,7). [Пб.]. [Н. п. IX] 1841.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1841. Шевченко.
Внизу на паспарту витиснено бронзованими буквами: Т. Schevchenko.
26 вересня 1841 р. рада Академії художеств втретє нагородила срібною медаллю другого ступеня «За успехи в художестве, доказанные представленными работами по живописи исторической и портретной» Тараса Шевченка за картину, изо-/17/бражающую цыганку...» («Т. Г. Шевченко в документах і матеріалах», К., 1950. стор. 71, № 16).
В 1841 p. ця картина була на академічній виставці в Петербурзі, про що згадує в листі до Шевченка Г. Ф. Квітка-Основ’яненко: «...читав у Литературной газете, що ваша дівчина, що через тин ворожила у циганки, продалась, та й зрадовався, бо я так і надіявся» (лист від 22 листопада 1841 p., «Киевская старина», К., 1900, сентябрь, стор. 298).
В. Толбін зазначає, що картину Шевченка, яку він називає «Цыганенок», придбав з виставки тодішній комендант Петропавловської кріпості І. М. Скобелєв.
Оцінка робіт Шевченка, представлених на річній академічній виставці 1841 p., дана Ромуальдом Подбереським («Tygodnik Petersburski», СПб., 1842, № 36).
В літературі зустрічається під назвами «Цыганенок» (В. В. Толбин, Ученики Брюллова, «Иллюстрация», 1861, № 180, стор. 75), «Цыганка» (А. Я. Конисский, Жизнь украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, Одесса, 1898, стор. 169 та ін.), «Циганка, що ворожить руській дівчині» (В. Щурат, З життя і творчості Шевченка, Львів, 1914, стор. 8), «Цыганка, гадающая малороссиянке» (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, «Литературное наследство», М., 1935, № 19 - 20, стор. 429), «Циганка гадає дівчині» (М. Г. Бурачек, Великий народний художник, Х., 1939, стор. 16 та ін.) та «Девушка гадает у цыганки» (І. Балясний, «Живописная Украина», Альманах Шевченкові, Одеса, 1940, стор. 162).

Ой стрічечка до стрічечки,
Мережаю три ніченьки,
Мережаю, вишиваю,
У неділю погуляю.
Ой плахотка-червчаточка
Дивуйтеся, дівчаточка,
Дивуйтеся, парубки,
Запорозькі козаки.

Ой дивуйтесь, лицяйтеся,
А з іншими вінчайтеся,
Подавані рушники...
Отаке-то, козаки!

40. Мангишлацький сад

Кольоровий папір, акварель (18,7X27,3). [Літо 1854]. Справа внизу червоною фарбою позначено: Z, трохи нижче олівцем напис: Ново-Петровскъ 54 Шевченко.